"При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это —полное поглощение, растворение —“дхиана”. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают (“прекращается внутренний диалог”— К.Кастанеда). Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Дальнейшие стадии углубления концентрации согласно другому буддийскому трактату —“Вишудхимагге”, отражены в таблице 1 (по Д.Голмену, 1977).

В качестве объектов концентрации помимо прочего могут использоваться особые рисунки — мандалы (интересно, что их структура имеет много общего у индейцев Южной, Северной Америки и на востоке) , монотонно повторяющиеся слоги — мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит “личность Бога”, главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экстаз, получаемый в результате считается наиболее ценным состоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к начальным уровням дхианы. "

Incoming search terms: