Контекстами НЛП являются внутренние психические процессы, внешняя коммуникация и ее подсистемы: педагагика, деловое общение, реклама, искусство, психотерапия и т.д. НЛП создает и инкорпорирует модели, которые позволяют эффективно описывать и решать за дачи в данных системах.

Нам представляется, что проблемы с гуманизацией во многом исходят из того, что убеждения и практика массового педагогического научного и обыденного сознания строится на представлениях об объективной реальности и объективной истине, которые трансформируются часто в неосознанные стереотипы :

  • Есть одна реальность, истина или одна правильная реальность, правильная истина — она сформулирована в постулатах научного, идеологического направления, которое педагог считает верным.
  • Эта реальность есть объективная истина (для всех, всегда, во всех контекстах),и она на самом деле есть настоящая «территория».
  • Все остальные реальности неистинные, неправильные, несерьезные, не заслуживающие внимания.
  • Ребенок объективно талантлив, не талантлив, дисциплинирован, не дисциплинирован.
нам представляется, что эпистемологический подход, гласящий, что «Моя карта (ученика, содержания, форм взаимодействия и т.д.) и есть „территория“»,как на макроуровне (научном), так и на микро (субъект-субъект) стоит на пути гуманизации образования.
На макроуровне он приводит к тому, что педагогическая реальность — предметное поле педагогики обносится забором, и научно-педагогическими признаются лишь те решения, которые найдены в его пределах. Но, как показывает жизнь, многие проблемы внутри забора десятилетиями не находят эффективного решения.
На микроуровне трудно говорить о гуманизации и субъект-субъектных отношениях, когда «ключевые» субъекты смотрят на мир сквозь стекла, на которых большими и красивыми буквами написано:"Моя карта и есть настоящая территория, а твоя карта, в лучшем случае, ошибка природы."
НЛП исходит из представления, что у каждого человека своя модель-карта, которая в той или иной степени отличается от территории, которую она описывает. Карта одного человека отличается от карты другого. Внутри карты есть, а также могут быть выстроены множества реальностей с различными свойствами, возможностями и ресурсами (объективная реальность всего лишь одна из них), которые могут выходить на первое место в зависимости от задачи, которая стоит перед человеком, и от контекста (системы) в которой он а сформулирована. Педагогическая цель нам видится в расширении карт всех субъектов педагогического взаимодействия,через присоединение карты одного субъекта педагогического процесса к карте другого, и создание на стыке ресурсного состояния- реальности с нужными качествами.
Это достигается в различных формах педагогического взаимодействия как при помощи объективной реальности, так и при помощи всякой другой вымышленной реальности.